На рисунке 2.1 приведена схема сил, действующих на заднеприводный автомобиль при бортовой неравномерности коэффициентов сцепления.
Рисунок 2.1 Схема сил, действующих на заднеприводный автомобиль в тяговом режиме при бортовой неравномерности коэффициентов сцепления
Поворачивающий момент, создаваемый разностью касательных реакций на колесах задней оси действует против часовой стрелки (смотреть рисунок 2.1). Занос автомобиля возникнет в случае, если реакция Ry2 на плече L создаст стабилизирующий момент Мстб, недостаточный для противодействия поворачивающему моменту Мпов. Угловое ускорение автомобиля в плоскости дороги в этом случае
(2.1)
где
- угловая скорость автомобиля относительно вертикальной оси (в плоскости дороги);
- центральный момент инерции автомобиля относительно вертикальной оси;
- общая масса автомобиля;
- расстояния от передней и задней осей до проекции центра масс на горизонтальную плоскость (смотреть рисунок 2.1);
Куст - коэффициент устойчивости автомобиля против заноса,
(2.2)
Подставляя выражения (1.6) и (1.7) для задней оси автомобиля в соотношение (2.2), получим
(2.3)
где
- коэффициент неравномерности распределения крутящих моментов между колесами заднего ведущего моста; L - продольная колесная база автомобиля (смотреть рисунок 2.1); В - поперечная колесная база (колея) автомобиля (смотреть рисунок 2.1).
Автомобиль обладает устойчивостью против заноса при Куст > 1. Из выражения (2.3) определим условие получения Куст > 1. Это возможно при
(2.4)
Учитывая соотношение (1.8), преобразуем (2.3) и (2.4) к виду
(2.5)
(2.6)
График зависимости
при различных значениях λбл приведен на рисунок 2.2 График зависимости
(2.7)
построенный в функции λбл при различных значениях B / L приведен на рисунок 2.3.
Выражение
. Поэтому формулу (2.6) можно упростить
(2.8)
Таким образом, при
автомобиль будет обладать устойчивостью против заноса, а при
- неустойчивостью.
Рисунок 2.2 Зависимость
при различных значениях λбл
Рисунок 2.3 Зависимость
при различных значениях B / L (зона неустойчивого движения заштрихована)
Этот, казалось бы, парадоксальный факт объясняется тем, что задняя ось сохраняет больший запас по сцеплению в боковом направлении на отстающем колесе за счет большего коэффициента сцепления. Передняя ось при не ведущих передних колесах сохраняет значительный запас по сцеплению в боковом направлении. Поэтому поворот автомобиля под действием поворачивающего момента Мпов, сопровождающийся боковым скольжением передних колес, в данном случае невозможен.
Информация по теме:
Транспортная характеристика грузов, способы укладки их в трюмах и на палубе,
крепление грузов
Классификация грузов с точки зрения транспортной технологии связана с их многообразием, способами упаковки и укрупнения. По транспортно-технологической характеристике грузы подразделяют следующим образом. Генеральные грузы: тарно-штучные — мешковые, ящичные, киповые, бочковые, рулоны и барабаны, тю ...
Управление скоростью полета путем
регулирования тяги двигателей
Действующие на самолет силы и моменты зависят от воздушной скорости полета. Поэтому, говоря об управлении скоростью самолета, имеют в виду прежде всего воздушную скорость. Различают истинную воздушную скорость V – скорость перемещения относительно воздушных масс и индикаторную скорость Vин, которая ...
Расчет ускорений автомобиля
Ускорение автомобиля полной массы будем рассчитывать по формуле: j = (Pк – Pf – Pi – Pw)/ MП/ d, где d – коэффициент учета вращающихся масс. Коэффициент d вычислим по приближенной формуле: d = 1,03 + α × iкп2 где α для легковых автомобилей принимает значения 0,05…0,07. d1 = 1,03 + 0 ...