Концепция эластичности спроса на пассажирские авиаперевозки

Страница 1

Понятие эластичности и неэластичности спроса, коэффициента ценовой эластичности

Согласно закону спроса, в ответ на снижение цены потребители станут приобретать больше продукта (услуги). Функция спроса Q = f (P) устанавливает зависимость объема спроса Q от цены Р. Главный вопрос, возникающий при этой зависимости, - это вопрос о том, насколько резко изменится объем спроса при том или ином изменении цены.

Степень влияния одной переменной на другую, зависимую от нее, измеряют производной соответствующей функции. Если - это изменение цены, - вызванное им изменение объема спроса, то значение производной

f (P) = (1)

покажет, на сколько единиц изменится спрос в расчете на единичное изменение цены в бесконечно малой окрестности исходного значения. Графически этому соответствует крутизна наклона касательной к кривой спроса по отношению к оси цен.

Однако непосредственное использование производной как характеристики реакции спроса на изменение цен не дает ответа на ряд вопросов, поскольку этот показатель имеет различную размерность для каждого продукта.

Это обстоятельство можно обойти, если в качестве основного показателя реакции спроса на изменение цены использовать не производную, а эластичность спроса по цене – предел отношения относительного приращения объема к относительному приращению цены при условии, что последнее стремится к нулю.

Ep (f) = (2)

При анализе относительных изменений эластичность играет примерно такую же роль, что производная – при анализе абсолютных изменений.

Восприимчивость, или чувствительность, потребителей к изменению цены продукта определяется ценовой эластичностью спроса. Для спроса на некоторые товары (услуги) характерна относительная восприимчивость потребителей к изменениям цены; небольшое изменение цены приводит к значительным изменениям количества покупаемой продукции (услуги). Спрос на такие продукты (услугу) принято называть эластичным. Но есть и другие продукты (услуги), когда весьма существенные изменения цены ведут лишь к небольшим изменениям количества покупок (билетов). В подобных случаях говорят, что спрос неэластичный.

Эластичность – это безразмерная величина; ее использование снимает сложности, связанные с единицами и масштабами рассматриваемых величин. Эластичность и производная не связаны друг с другом однозначно, хотя и совпадают по знаку, и в одних и тех же случаях стремится к нулю (когда реакция спроса на изменение цены отсутствует) или к бесконечности (когда потребитель " бесконечно сильно" реагирует на ничтожное изменение цены).

В нормальных случаях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Поэтому можно считать, что всегда Ер(f) < 0, и при анализе спроса знак эластичности не представляет интереса.

Экономисты, как правило, пренебрегают знаком минус и просто используют абсолютную величину коэффициента эластичности. Поэтому для измерения величины реакции спроса на изменение цены удобнее использовать абсолютную величину эластичности Еp = |Ер(f)|. Спрос называют неэластичным, если 0 < Ep < 1, и эластичным, если Еp > 1.

Как видно, показатель эластичности спроса служит весьма полезным инструментом выявления отношения потребителей к различным товарам.

В предыдущих формулах величина эластичности спроса по цене определялась для каждого значения цены, то есть для каждой точки кривой. Это – точечная эластичность.

Но часто нужно знать эластичность на некотором участке кривой, соответствующем переходу от данного состояния к другому. Интерес к интервальным характеристикам может быть связан с двумя обстоятельствами. Во–первых, нас может интересовать участок кривой от текущего состояния до ожидаемого (планируемого, прогнозируемого). Во-вторых, определение точечной эластичности использует операцию дифференцирования. Это обстоятельство не вызвало бы затруднений, если бы мы располагали аналитическим описанием функции спроса. Но наблюдение над реальным процессом не дает аналитического выражения, оно может лишь дать значения интересующих нас величин в отдельных точках.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Характеристика объекта бизнеса
Идеей будущего бизнеса является создание фирмы по оказанию авторемонтных услуг, включающих в себя такие услуги как: смазочно-заправочные; контрольно-диагностические; электротехнические; шиномонтажные и балансировочные; монтажно-демонтажные; ремонт рулевого управления; ремонт рулевой системы; ремонт ...

Характеристика водных путей между пунктами отправления и назначения груза
Разделим расстояние между пунктами отправления и назначения на 3 части: 1. Гдыня – Санкт-Петербург (1050 км.). 2. Санкт-Петербург – Беломорск (924 км.). 3. Беломорск – Мурманск (950 км.). 1. Гдыня – Санкт-Петербург. Балтийское море, Финский залив. Балтийское море – внутриматериковое окраинное море, ...

Расчет расхода энергетических ресурсов
Расход электроэнергии Расход электроэнергии находится по формуле , где − установленная мощность электроприемника, кВт; − коэффициент спроса, [6]; − коэффициент загрузки по мощности, [6]; Ф – фонд рабочего времени, ч. Расчет расхода электроэнергии сведем в таблицу 3.3. Таблица 3.3 ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.transpotrend.ru