Концепция эластичности спроса на пассажирские авиаперевозки

Страница 1

Понятие эластичности и неэластичности спроса, коэффициента ценовой эластичности

Согласно закону спроса, в ответ на снижение цены потребители станут приобретать больше продукта (услуги). Функция спроса Q = f (P) устанавливает зависимость объема спроса Q от цены Р. Главный вопрос, возникающий при этой зависимости, - это вопрос о том, насколько резко изменится объем спроса при том или ином изменении цены.

Степень влияния одной переменной на другую, зависимую от нее, измеряют производной соответствующей функции. Если - это изменение цены, - вызванное им изменение объема спроса, то значение производной

f (P) = (1)

покажет, на сколько единиц изменится спрос в расчете на единичное изменение цены в бесконечно малой окрестности исходного значения. Графически этому соответствует крутизна наклона касательной к кривой спроса по отношению к оси цен.

Однако непосредственное использование производной как характеристики реакции спроса на изменение цен не дает ответа на ряд вопросов, поскольку этот показатель имеет различную размерность для каждого продукта.

Это обстоятельство можно обойти, если в качестве основного показателя реакции спроса на изменение цены использовать не производную, а эластичность спроса по цене – предел отношения относительного приращения объема к относительному приращению цены при условии, что последнее стремится к нулю.

Ep (f) = (2)

При анализе относительных изменений эластичность играет примерно такую же роль, что производная – при анализе абсолютных изменений.

Восприимчивость, или чувствительность, потребителей к изменению цены продукта определяется ценовой эластичностью спроса. Для спроса на некоторые товары (услуги) характерна относительная восприимчивость потребителей к изменениям цены; небольшое изменение цены приводит к значительным изменениям количества покупаемой продукции (услуги). Спрос на такие продукты (услугу) принято называть эластичным. Но есть и другие продукты (услуги), когда весьма существенные изменения цены ведут лишь к небольшим изменениям количества покупок (билетов). В подобных случаях говорят, что спрос неэластичный.

Эластичность – это безразмерная величина; ее использование снимает сложности, связанные с единицами и масштабами рассматриваемых величин. Эластичность и производная не связаны друг с другом однозначно, хотя и совпадают по знаку, и в одних и тех же случаях стремится к нулю (когда реакция спроса на изменение цены отсутствует) или к бесконечности (когда потребитель " бесконечно сильно" реагирует на ничтожное изменение цены).

В нормальных случаях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Поэтому можно считать, что всегда Ер(f) < 0, и при анализе спроса знак эластичности не представляет интереса.

Экономисты, как правило, пренебрегают знаком минус и просто используют абсолютную величину коэффициента эластичности. Поэтому для измерения величины реакции спроса на изменение цены удобнее использовать абсолютную величину эластичности Еp = |Ер(f)|. Спрос называют неэластичным, если 0 < Ep < 1, и эластичным, если Еp > 1.

Как видно, показатель эластичности спроса служит весьма полезным инструментом выявления отношения потребителей к различным товарам.

В предыдущих формулах величина эластичности спроса по цене определялась для каждого значения цены, то есть для каждой точки кривой. Это – точечная эластичность.

Но часто нужно знать эластичность на некотором участке кривой, соответствующем переходу от данного состояния к другому. Интерес к интервальным характеристикам может быть связан с двумя обстоятельствами. Во–первых, нас может интересовать участок кривой от текущего состояния до ожидаемого (планируемого, прогнозируемого). Во-вторых, определение точечной эластичности использует операцию дифференцирования. Это обстоятельство не вызвало бы затруднений, если бы мы располагали аналитическим описанием функции спроса. Но наблюдение над реальным процессом не дает аналитического выражения, оно может лишь дать значения интересующих нас величин в отдельных точках.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Оценка устойчивости движения автомобиля
В работе [12] критическую по условиям устойчивости угловую скорость определяли из уравнения (4.1) при отсутствии касательных реакций на колесах автомобиля, т.е. в режиме движения накатом. В этом случае максимальные боковые реакции на осях равны предельным силам по сцеплению и выполняется равенство. ...

Построение и исследование моделей спроса на пассажирские авиаперевозки в зависимости от величины тарифа и затрат на рекламу
Построение и исследование однофакторной модели спроса на пассажирские авиаперевозки в зависимости от затрат на рекламу Анализ, прогнозирование и планирование объемов продаж – важнейшие функции менеджера. В планах должны стоять конкретные цифры, которые лучше вычислять с помощью моделей. Числовые па ...

Техническое обслуживание ударно-тяговых приборов
Повреждения и отказы этих приборов в процессе эксплуатации могут привести к саморасцепу или излому. Саморасцепы автосцепок могут происходить вследствие отклонений в длине цепи расцепного привода от установленной в ту или иную сторону, износа деталей контура зацепления, изгиба или излома предохрани ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.transpotrend.ru