Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента эластичности Е по формуле:
Еp =, (3)
где Q1 – объем продаж по старым ценам (Р1);
Q2 – объем продаж по новым ценам (Р2);
Р1 – старая цена товара;
Р2 – новая цена товара.
Эластичность спроса характеризует некоторую среднюю реакцию спроса на изменение цены в интервале от Q1 до Q2 и называется дуговой эластичностью. Такой подход дает однозначные ответы на вопрос о значении коэффициентов ценовой эластичности в интервале, так как изменение цены и спроса и цены соотносятся с их средними арифметическими значениями в заданном интервале. При расчете же значений коэффициентов по выражению (2) при определении процента изменения спроса и цены приращение этих переменных должны быть разделены либо на начальные, либо на конечные их значения на интервале Q1 и Q2. Этот выбор всецело определяется вкусом и настроением исследователя.
Если коэффициент Еp> 1, то спрос называется эластичным. Тогда уменьшение тарифа приведет к увеличению получаемого дохода за счет опережающего роста объема авиаперевозок.
Если коэффициент Ер< 1, спрос называется неэластичным. Снижение цены не дает желаемого прироста дохода, так как некоторый рост объема авиаперевозок не компенсирует потери вследствие уменьшения тарифа.
Ер = 1 сумма получаемого дохода будет постоянной при любых значениях тарифов.
Говоря о неэластичности спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность покупателей к изменению цен. Однако существует крайний случай, который обозначается термином совершенно неэластичный спрос, когда изменение цены вообще не приводит ни к какому изменению величины спроса. Примером могут служить спрос на топливо в авиации. Графическую подобную ситуацию описывает кривая спроса, параллельная вертикальной оси координат.
И наоборот, когда экономисты говорят об эластичном спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, когда малейшее снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, мы называем спрос совершенно эластичным. Кривая совершенно эластичного спроса представляет собой прямую линию, параллельную горизонтальную оси координат
Результаты значений коэффициентов ценовой эластичности спроса на пассажирские авиаперевозки на некоторых воздушных линиях между Москвой и европейскими столицами (табл. 2.3.).
Таблица 2.3. Коэффициенты ценовой эластичности спроса на пассажирские перевозки между Москвой и европейскими столицами
Класс обслуживания |
Продажа в Москве |
Продажа за границей |
Первый класс |
0,4 |
2,1 |
Бизнес – класс |
1,6 |
10,4 |
Экономический класс |
1,7 |
2,0 |
Спрос на авиаперевозки при продаже их в Москве по тарифу первого класса неэластичен, следовательно, увеличение тарифа первого класса вызовет некоторое снижение спроса и общий рост доходов. Например при повышении тарифа на 5% спрос снизится на 2%, а доходы возрастут на 2,9%
Тариф на перевозки бизнес - и экономическим классом при продаже в Москве рекомендуется оставить без изменения, так как значения коэффициентов ценовой эластичности спроса близки к единице.
При продаже перевозок за границей достичь возрастания доходов можно только при снижении тарифов и применения сниженных льготных цен за счет общего роста спроса и, соответственно, объема перевозок.
Однако перед принятием подобного решения следует всесторонне оценить ситуацию, так как повышение дохода в краткосрочном периоде может обернуться убытком в будущем: если при стимулировании спроса на перевозки не увеличить частоту полетов, то возрастает коэффициент занятости кресел, что может быть расценено пассажирами как снижение уровня комфорта и привести к снижению спроса.
Информация по теме:
Температурный режим
Температура и влажность воздуха. Наиболее теплые месяцы — июль ,и август; средняя месячная температура их в открытом море 24—26°, а на побережье и островах 24—28°. Максимальная температура воздуха в эти месяцы 35—46°. Наиболее прохладные месяцы — январь и февраль, когда средняя месячная температура ...
Имидж компании, и ее маркетинговая политика
Репутация России как страны с "закрытой" экономикой и низкая инвестиционная привлекательность страны оказывают негативное влияние на продвижение услуг российских авиакомпаний на международных маршрутах. Пока ими пользуются в основном россияне, иностранцы же с большой степенью опасения пок ...
Период адаптации
Попытки повернуть фары автомобиля вслед за рулем люди начали предпринимать сразу после появления самих фар. Ведь это удобно - освещать ту часть дороги, куда ты едешь. Однако механическая связь фар и руля не позволяла соотносить угол поворота лучей со скоростью движения, и правила начала века " ...