От состояния рулевого управления зависит безопасность движения троллейбусов. Поэтому наблюдение за ним в процессе эксплуатации, своевременное техническое обслуживание и ремонт отличаются большой ответственностью и требуют постоянного внимания эксплуатационников.
Неисправности элементов рулевого управления и гидроусилителя руля на линии можно обнаружить по ухудшению управляемости троллейбуса, появлению стуков, шумов, течи масла, наличию люфтов. Ухудшение управляемости (например, увеличение усилия на рулевом колесе при движении) может быть следствием недостаточного уровня масла в масляном баке. Появление шума при работе гидроусилителя может сигнализировать об износе шестерен, втулок шестерен. Утечка масла из гидросистемы рулевого управления может говорить о нарушении герметичности составных частей гидроусилителя: недостаточной затяжке гаек и болтов, износе манжет и уплотнительных колец.
Неисправности рулевого управления связаны с тяжелыми условиями его работы, однако их преждевременное появление может быть вызвано неотрегулированностью отдельных его параметров. Поэтому основными способами предупреждения этих неисправностей является своевременное техническое обслуживание и ремонт рулевого управления и его деталей, которые заключаются в своевременном добавлении или замене смазки узлов трения, проверке креплений и целостности, своевременной регулировке затяжки подшипников. Систематически проверяют и при необходимости подтягивают все резьбовые соединения либо устанавливают утерянные детали крепежа. Утечка масла при работе гидроусилителя не допускается [15], [16].
Основные неисправности гидроусилителя и методы их устранения представленны в таблице 6.1.
Таблица 6.1 – Неисправности гидроусилителя руля и методы их устранения
Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки |
Вероятная причина |
Метод устранения |
Рулевое управление в целом | ||
Увеличение усилия и появление рывков на рулевом колесе (особенно при повороте колес на месте) |
Пониженный уровень масла в бачке |
Долить масло до необходимого уровня |
Резкое увеличение усилия на рулевом колесе при повороте управляемых колес на месте и в движении |
Пониженный уровень масла в бачке |
Долить масло до необходимого уровня |
Заклинивание рулевого колеса при поворотах |
Заедание поршня гидроцилиндра или золотника распределителя рулевого механизма |
Направить гидроцилиндр или рулевой механизм в ремонт |
Заметное возрастание в течение некоторого времени усилия, необходимого для проворачивания рулевого колеса |
Недостаточен уровень масла в бачке насоса гидроусилителя |
Проверить уровень масла в бачке насоса, при необходимости долить |
Отсутствует усиление гидроусилителя при повороте рулевого колеса в одну сторону |
Засорение золотника распределителя рулевого механизма |
Разобрать распределитель, найти и устранить причину заедания |
Насос гидроусилителя | ||
Повышенный шум при работе насоса гидроусилителя |
Выработка шестерен (поломка), износ втулок шестерен |
Заменить насос |
Пониженный уровень масла в бачке насоса |
Проверить уровень масла в бачке насоса, при необходимости долить | |
Насос гидроусилителя не развивает необходимого давления |
Засорение фильтра или износ деталей насоса |
Проверить состояние масла в бачке насоса. Если оно не прозрачное и белесое, то промыть фильтр бачка насоса и заменить масло. Если не удается устранить дефект, демонтировать насос - направить в ремонт, проверить состояние узлов и деталей |
Повышенная выработка корпуса насоса в месте контакта с шестернями |
Заменить насос | |
Наименование неисправности, внешнее проявление и дополнительные признаки |
Вероятная причина |
Метод устранения |
Течь масла по манжете вала насоса |
Износ рабочей кромки манжеты |
Заменить манжету |
Износ вала насоса в месте контакта с манжетой |
Заменить насос | |
Течь масла по соединению крышки и корпуса |
Повреждение уплотнительной манжеты |
Заменить уплотнительную манжету |
Силовой цилиндр | ||
Внутренняя утечка масла по поршню |
Повреждено фторопластовое кольцо |
Заменить фторопластовое кольцо |
Люфт в соединении масла со штоком |
Затянуть гайку крепления поршня | |
Течь масла по уплотнителю штока |
Износ рабочей кромки манжеты |
Заменить манжету |
Износ защитного поверхностного слоя штока |
Заменить шток | |
Люфт в сферическом подшипнике |
Износ внутреннего и наружного кольца |
Заменить подшипник |
Люфт в шарнире наконечника |
Износ сухарей и шарового пальца |
Отрегулировать зазор в шарнире (при необходимости заменить изношенные детали) |
Люфт в соединении штока с наконечником |
Не затянута гайка стяжного болта |
Затянуть гайку стяжного болта |
Масляной бак | ||
Течь масла из-под крышки |
Повышенный уровень масла в бачке |
Слить масло до уровня по указателю |
Не затянута гайка крепления крышки |
Затянуть гайку | |
Повреждена уплотнительная манжета |
Заменить манжету | |
Деформирована рабочая кромка корпуса |
Произвести рихтовку и зачистку рабочей кромки |
Информация по теме:
Показатели использования ПС
Количественные: · погрузка; · выгрузка; · рабочий парк вагонов; · пробег вагонов и локомотивов; Качественные: · оборот вагона; · статическая нагрузка; · динамическая нагрузка; · среднесуточный пробег вагона и локомотива; · простой вагонов; · производительность грузового вагона и др. Расчет оборота ...
Общая характеристика объекта сборки
Объект сборки – мост передний ведущий МАЗ 5434-2300010-20. Данный мост устанавливается на автомобилях повышенной проходимости, в основном, на специальной технике. На мост 5432-2300010-20 устанавливается разнесённая главная передача, представленная редуктором с дифференциалом и планетарной передачей ...
Расчет норм времени на окончание формирования
двухгрупного состава
Технологическое время окончания формирования двухгрупного состава с вытяжного пути из вагонов, накопленных на одном пути, определяется по формуле: , (15) где Тс - время, затрачиваемое на сортировку вагонов, мин; Тсб - время сборки вагонов после сортировки, мин. , (16) где А и Б - нормативные коэффи ...